Основатель ОСВОДА – Константин Николаевич Посьет

Основатель ОСВОДА – Константин Николаевич Посьет

    Константин Николаевич Посьет родился 21 декабря 1819 года в Эстляндии на территории Российской Империи. Происходит из древнего рода французских дворян Посьет де Россье . Его дед Пьер был приглашён на русскую службу Императором Петром I для разведения виноградников под Астраханью. Отец Константина Николай Петрович закончил Морской Корпус в Санкт-Петербурге, был создателем и первым командиром Финского Флотского Экипажа.

 Константин Посьет после смерти отца поступил в Морской кадетский корпус, который окончил мичманом (1836 г.), затем в чине лейтенанта флота выпущен из Офицерских Классов (1840 г.).

 В дальнейшем К.Н. Посьет сделал успешную военно-морскую карьеру: реформированная им система подготовки артиллеристов способствовала успешным действиям русских войск на Северном Кавказе, за что Александр II даже наградил Посьета крестом «За покорение Кавказа». Благодаря участию в путешествии фрегата «Паллада» с дипломатической миссией к берегам Японии, Посьет овладел японским и голландским языками (голландский язык еще в середине XIX века использовался японской стороной для ведения переговоров с европейскими державами), а также подружился с Иваном Гончаровым, описавшим плавание в знаменитом цикле очерков.Следующая ступень для  Посьета была должность флигель-адъютанта Александра II и он исполнял обязанности начальника Особого отряда императорских яхт.

 В 1870 году эскадра под командованием К.Н. Посьета, находившегося уже в чине вице-адмирала, с дружественным визитом посетила США, Японию, Китай, остров Мадагаскар. Во время этого плавания была открыта Новая Земля, где впервые был поднят российский флаг. При Николае II бухта на Новой Земле, где стояла самая северная спасательная станция — тоже детище Посьета, — была названа именем Посьета и его жены. К сожалению, в советское время название аннулировано.

   Миссия Константина Николаевича блестяще удалась. Попутно проводились гидрографические, навигационные, географические и этнографические работы. (Посьет К.Н. впоследствии получил степень доктора экономических наук от Российской академии Наук по диссертации о Русском Севере).

 По возвращении из плавания Константин Николаевич, основал Императорское Российское общество спасания на водах (1872 г.) (в дальнейшем тот самый ОСВОД, так хорошо знакомый каждому советскому человеку).

   Новый этап в жизни вице-адмирала начался в 1874 году, когда он возглавил министерство путей сообщения. Всего за 14 лет его руководства общая протяженность железных дорог России выросла на треть — более чем на 10 тысяч верст. В деле развития железнодорожной сети К.Н. Посьет был «государственником»: выступал за госмонополию на пути, считая, что акционерные общества не могут обеспечить ни высоких темпов распространения железнодорожной сети, ни должной безопасности перевозок. Правоту его мнения в дальнейшем подтвердит крушение царского поезда  17 октября 1888 года, происшедшее благодаря безответственности служащих частной компании. Забегая вперед, скажем, что в судьбе самого Посьета этот инцидент сыграет печальную роль. Самое удивительное, что Посьет был не путейским инженером, а крупным знатоком морского дела, большим авторитетом в морских кругах. Он являлся «полным адмиралом» и одновременно генерал-адъютантом, его заслуги были отмечены высшими российскими и иноземными орденами. И вдруг - МПС!

 Константин Николаевич не боялся возникавших в работе технических проблем. Привыкший по-военному беспрекословно выполнять приказы, Посьет сразу же после назначения со всей ответственностью взялся за выполнение новых для него обязанностей. Будучи далеким от железнодорожного дела, он принялся настойчиво овладевать транспортной наукой, активно участвовал в управлении строительством и эксплуатацией железных дорог. Благодаря руководству К.Н. Посьета, в 1885 году был принят первый Общий устав российских железных дорог. Министр активно развивал систему образования железнодорожных служащих — за время его руководства число профессиональных училищ, выпускающих путейцев, выросло с 9 до 30. По инициативе  К.Н Посьета правительство запретило ввоз рельсов иностранного производства и назначило отечественным фабрикантам премии за каждый пуд произведенных ими рельсов.

 За свой вклад в развитие русской промышленности в 1887 году Константин Николаевич Посьет был удостоен «Главнейшей медали Общества — большой бронзовой, выдаваемой за особые заслуги». Ценность этой награды определяет то, что за все время существования РТО их было вручено всего двенадцать.

   К.Н. Посьет многое сделал и для превращения Санкт-Петербурга в порт мирового значения, с помощью лучших специалистов того времени спроектировав и построив Морской Канал и Морской Порт, реконструировав транспортные каналы Мариинской судоходной системы, связывающей Петербург с внутренними морями — Ладожским и Онежским озёрами, а также крупными городами русского Севера и Северо-Запада. Проведя после этого реконструкцию ряда других крупных портов России, — Либавского, Архангельского, Одесского, Посьет К.Н. преследовал цель достичь взаимодействия разных видов транспорта: грузы в порты доставляли по железной и грунтовым дорогам, что потребовало работы по расширению дорожной сети вокруг городов-портов. В МПС тогда входили и водные пути сообщения - отсюда и якорь с топором, положенные накрест, в эмблеме железнодорожников старой России.

   Параллельно велась прокладка железных дорог, связывавших Европейскую Россию с Уралом, а затем с Сибирью — отрабатывались «северный» и «южный» варианты. Константин Николаевич настоял на «южном» варианте: Самара — Уфа — Златоуст — Челябинск. Император Александр III подписал Указ о строительстве «восьмого чуда света» — Транссибирской железной дороги — Транссиба.                        8 сентября 1888 года первый поезд пришёл в Уфу, откуда открывался путь в Сибирь. Посьет К.Н. гордился тем, что строительство Транссиба осуществлялось русскими инженерами и что на нём «от костыля до паровоза, всё изготовлено в России, из русских материалов».

Заручившись поддержкой крупных железнодорожных специалистов, К.Н. Посьет настойчиво выступал за прекращение строительства новых дорог концессионным способом, видя в этом попытку частников использовать железные дороги в своих корыстных целях, вопреки нуждам страны. Решительно отстаивая права МПС в вопросах контроля финансов, он добился передачи строительства дорог непосредственно казне. 3а 20 лет (1881 - 1900) было выкуплено 37 частных дорог общей длиной 21 тыс. верст. Причем основными мотивами явились не столько развал этих дорог, сколько военно-стратегические и политические планы правительства.

Принимать участие в деятельности Русского технического общества Константин Николаевич Посьет начинает в 1880-е годы. Именно благодаря ему в состав Общества влились многие опытные промышленники и инженеры, ранее хорошо зарекомендовавшие себя в Министерстве путей сообщения.

Многих ученых, состоявших в РТО, Посьет вплоть до своей смерти, в 1899 году, принимал у себя на квартире в Петербурге, что давало им обширные возможности для продвижения инициатив Общества: ведь здесь они могли буквально за чаем встретиться с министрами и крупными государственными сановниками, от которых зависела судьба их проектов.

   К.Н. Посьет имеет непосредственное отношение и к нынешнему Флагу России, о чем писал адмирал Е.В. Путятин: "Во время коронации император Александр III обратил внимание на тот контраст, который был наблюдаем в Москве: Кремль и вся процессия были одеты в бело-желто-черный, а город был украшен в бело-сине-красный цвета. Была назначена комиссия из авторитетных лиц под председательством генерал-адъютанта адмирала К.Н. Посьета. Комиссия вынесла следующее решение: "Бело-сине-красный флаг, учрежденный императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность. В нем замечаются и геральдические данные: Московский герб изображает белого всадника на красном поле с синим плащом. Наконец, подтверждением этим цветам служат и флаги в военном флоте. С другой стороны, бело-желто-черный цвета ни исторических, ни геральдических основ за собой не имеют". На основе решения комиссии адмирала Посьета национальным флагом был высочайше утвержден бело-сине-красный".

   И все было бы хорошо в карьере Посьета, но ... Семнадцатого октября 1888 года невдалеке от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги потерпел крушение царский поезд, который лично сопровождал Посьет. В результате схода вагонов погибло 19 человек и 14 получили ранения. Из членов царской семьи никто не пострадал. Расследование выявило, что основной причиной катастрофы явилась хищническая эксплуатация железной дороги и подвижного состава частной компанией и "наглое стремление к наживе" членов ее правления - явление, увы, распространенное не только тогда. Константин Николаевич, понимая, что на его имя как министра брошена тень, через две недели после крушения - задолго до окончания расследования - подал в отставку, которая тут же была принята императором Александром III.

 Несмотря на такой конец служебной деятельности, имя Константина Николаевича Посьета осталось в памяти транспортников как человека, много сделавшего для своей Родины. Его именем назван залив и поселок на Дальнем Востоке, а также станция Дальневосточной железной дороги.

   Вице-адмирал Посьет проявил себя как рациональный новатор: он добился «попудной премии» для российских производителей железнодорожных рельсов; было построено более 10 тысяч вёрст железных дорог — более 1/3 общей протяжённости, утверждён Первый Общий Устав Российских железных дорог (1885), Флаг Министерства путей сообщения (МПС) (1881); количество железнодорожных училищ возросло с 9 до 30.

   Итоги проделанной Посьетом работы колоссальны: строились Владикавказская, Екатерининская, Пермская, Полесские, Привисленские, Сызрано-Вяземская, Юго-Западные, Южные и другие железные дороги. Построены новые здания вокзалов, строилась Самаро-Златоустовская железная дорога — головной участок Транссиба. 8 сентября 1888 года первый поезд пришёл в Уфу, пройдя Златоуст и Челябинск. В то же время, устроены новые каналы Очаковского бара, Керчь-Еникальского пролива (1876), Ново-Свирьский и Ново-Сясьский (1883), реконструированы каналы Сясьский, Свирский, открыт Морской Канал в Санкт-Петербурге (1885).

   Россия отметила талант и усердие К.Н. Посьета ещё при жизни: генерал-адъютант (1866), полный адмирал (1882), министр путей сообщения (1874—1888), член Государственного Совета (1888). Личное дело Посьета (Государственный исторический Архив, Санкт-Петербург) имеет на каждой странице однообразные записи: «пожалован Всемилостивейшими рескриптами и Высочайшими благоволениями»; сколько кампаний служил на море, где, на каком судне, под чьей командою, или сам командиром судна, или эскадры; особые поручения сверх прямых обязанностей по Высочайшим повелениям или от начальства.

Похоронен К.Н. Посьет на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга, где за 3 года до смерти заказал известному мастеру Ефимову тройное надгробие: себе, жене Розалии Ипполитовне (скончалась вслед за адмиралом) и сестре Эмили Николаевне, которая умерла ранее. Могила сохранилась до сегодняшнего дня. Адмирала Посьета отпевали сразу 2 священника — лютеранский и православный: на квартире, в Главном лютеранском соборе Святого Петра на Невском и в часовне Общества спасания на водах, которую заложил Посьет и до последнего дня был председателем Российского и Петербургского советов Императорского Общества Спасания на Водах и был награждён Большой золотой медалью Общества. Похороны адмирала сопровождала процессия в несколько тысяч человек, в том числе представители царской фамилии, министры Двора, Морского гвардейского экипажа, генералы и адмиралы. За гробом несли флаг России, флаг МПС, Андреевский флаг и флаг ВОСВОДа. Звучал троекратный салют.

За 52 года службы - девять раз в отпуске. Первый раз - в 1837 году на две недели перед плаванием, последний - в 1886 году на 10 дней, когда праздновался полувековой юбилей его службы на офицерских должностях. Всего за этот период Посьет отдыхал 27 недель.

В архивном фонде Вологодской городской управы, в копии постановления Вологодской городской Думы от 18 декабря 1886 года, значится: «В виду пятидесятилетней государственной службы г. Министра путей сообщения вице-адмирала, генерал-адъютанта Константина Николаевича Посьета заботливо стремящегося к улучшению путей сообщения в северном районе, способствующее развитию в нем благосостояния, просить юбиляра принять звание почетного гражданина г. Вологды».

В письме Вологодского губернатора Вологодскому городскому голове от 24 марта 1887 года № 884 значится: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Министра Внутренних дел 5 сего марта высочайше соизволил на присвоение Министру путей сообщения генерал-адъютанту, адмиралу Посьету, согласно с ходатайством Вологодской Городской Думы, звания почетного гражданина г. Вологды. О таковом высочайшем повелении, сообщенном мне в отношении Министерства Внутренних дел от 14 сего марта за № 2189, имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь, в следствии представления за № 3039».

Слова Константина Николаевича Посьета и по сей день отражают сущность созданной им организации " Спасти - это дело случая, а предупредить несчастье ближнего - это и есть святая наша обязанность... важнее и легче предупредить, чем спасти."